Тревожность у детей – явление очень распространенное. О тревоге у детей и взрослых очень много написано.
Но что делать, если наш ребенок проявляет тревогу? Как она выглядит? На что обращать внимание и чем тревога отличается от страхов?
Можно дать множество определений понятию «тревога», но мы остановимся на житейском описании этого чувства: это состояние, когда человек чувствует, что может случиться что-то плохое, но не знает что. Это состояние может быть кратковременным, эпизодическим или хроническим. Часто тревожность, как черта семейной системы, присуща всем членам семьи: например, мама в течение дня раз 20 позвонит ребенку, уточнив куда он пошел, что ел, чем занят… А потом, лет через 30, та же мама будет звонить уже взрослым сыну или дочери, контролируя их жизнь (а на самом деле, снижая собственную тревогу). Так наши дети обучаются тревожному поведению у взрослых.
Иными словами, тревога – это беспредметный страх. Испытывая тревогу, ребенок может по-разному с нею обращаться. Он может создать ряд ритуальных действий, чтобы обеспечить иллюзию предсказуемости своей жизни и контроля над ней, он может сфокусировать тревожные ожидания в какой-то страх и бояться страшных снов, бабу Ягу, бабайку, темноты, призраков и т.д. А может не допустить страх и тревогу до осознания, и тогда мы можем увидеть нарушения сна, неуверенное поведение, психосоматические заболевания и др.
В связи с описанием тревоги мы упомянули слово «страх». Расскажем о нем подробнее. Страхи у детей проявляются регулярно, и наличие страха у детей (и у людей вообще) – нормальное состояние. Функция страха охранительная. Он вынуждает человека быть осторожным и бережным к самому себе.
С состояниями избыточных тревоги и страхов у детей необходима работа специалистов.
Конечно, нужно посетить педиатра, невролога, обследовать ребенка, исключив или подтвердив необходимость медикаментозного сопровождения.
А психолог поможет ребенку отреагировать страхи в игровой или творческой форме, закрепить рациональное мышление и поведение.