Нейропсихологическая диагностика - это исследование с помощью набора заданий и упражнений особенностей процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, речевых и общих двигательных способностей, а также поведения, в целом, для выявления областей головного мозга, работа которых отклоняется от нормативного состояния.
То есть нейропсихологическая диагностика позволяет получить общее представление о развитии ребенка, особенностях и степени выраженности тех или иных нарушений его психической деятельности, оценить уровень активности ребенка, особенностей его эмоционального состояния, преобладающих эмоционально-волевых процессов, их адекватности, его способность ориентироваться во времени, в пространстве, ситуации. Совокупность этих данных позволяет разобраться, что не так работает в головном мозге, и с опорой на какие более развитые участки мозга можно простраивать программу нейропсихологической помощи и коррекции.
То есть нейропсихологическая диагностика позволяет получить общее представление о развитии ребенка, особенностях и степени выраженности тех или иных нарушений его психической деятельности, оценить уровень активности ребенка, особенностей его эмоционального состояния, преобладающих эмоционально-волевых процессов, их адекватности, его способность ориентироваться во времени, в пространстве, ситуации. Совокупность этих данных позволяет разобраться, что не так работает в головном мозге, и с опорой на какие более развитые участки мозга можно простраивать программу нейропсихологической помощи и коррекции.
Часто у родителей возникает вопрос: с какого возраста следует проводить данную процедуру?
Но, если ребенок до 3 лет не говорит, либо родители не справляются с поведением ребенка (он чрезмерно активен или, наоборот, слишком отгорожен от окружающих), то не нужно дожидаться 5-летнего возраста, а следует обращаться к специалистам в более раннем возрасте. Это поможет выявить причины нарушений в речи и поведении ребенка и своевременно начать их коррекцию. Ведь, чем раньше начинается процесс помощи ребенку, тем быстрее будет происходить коррекция и компенсация нарушенных областей мозга или звеньев в работе той или иной психической функции.
Длительность обследования самого ребенка составляет от 20 до 90 минут, в зависимости от состояния и возраста ребенка. Кроме того диагностика дополняется беседой с родителями (законными представителями) ребенка для получения наиболее полной картины развития и жизни ребенка.
Беседа с родителем (законным представителем) может проходить как в присутствии, так и вне присутствия ребенка, так как специалист может затрагивать в беседе вопросы, касающиеся протекания процессов зачатия, беременности и родов - тех сфер жизни, которые в силу возраста ребенка, нежелательно обсуждать при нем. Поэтому, в некоторых случаях лучше данную беседу проводить со специалистом один на один.
В нашем Центре такая возможность имеется, ведь, пока родитель (законный представитель) будет находиться в кабинете с нейропсихологом, то ребенка, находящегося в холле, персонал Центра сможет увлечь различными развлекательно-развивающими занятиями.
Однако при проведении диагностических заданий с самим ребенком родителям (законным представителям) лучше всего присутствовать. Процесс параллельного наблюдения родителем за выполнением ребенком заданий позволит наглядно понять и разделить, где особенности поведения ребенка - это его баловство, лень или иные особенности характера, а где начинаются истинные проблемы, обусловленные недостаточностью в физиологии работы мозга, и где простой строгостью уже не добиться хороших результатов в воспитании, потому что требуется специальным образом квалифицированно организованная программа коррекции.
Диагностика проводится в игровой форме, однако, если же ребенок в процессе диагностической процедуры устал, то делаются маленькие перерывы для восстановления его работоспособности и возобновления интереса к предлагаемых заданиям.
Итогом диагностики является подготавливаемое специалистом письменное заключение с описанием процедуры обследования, отражением выявленных нарушений, с указанием на мозговые области, работа которых носит дисфункциональный характер, а также рекомендации, направленные на коррекцию выявленных нарушений.