С какими проблемами могут сталкиваться дети, если они недостаточно подготовлены к поступлению в школу?
- сложность адаптации в коллективе,
- стеснение, зажатость,
- трудность в усвоении школьной программы,
- трудность в освоении письма и чтения,
- невнимательность,
- сложность запоминания,
- сложность понимания и выполнения математических задач,
- неусидчивость, вспыльчивость, драчливость и прочее.
Традиционно выделяют три аспекта школьной готовности или «школьной зрелости»: интеллектуальная, эмоциональная и социальная готовности.
Интеллектуальная готовность проявляется в способности ребенка концентрировать внимание, в умении строить логические связи, устанавливать связи между явлениями и событиями, также иметь хорошо развитую память и подвижную мелкую моторику.
Эмоциональная готовность подразумевает, что ребенок уже научился управлять своими эмоциями и приобрел важное умение сосредотачиваться, не смотря на отвлекающие эмоциональные стимулы.
Социальная готовность - это потребность ребенка в общении, способность принимать роль ученика и умение слушать, а также умение подчиняться правилам, принятым в коллективе.
Путь к сформированной готовности к учебной деятельности – это комплекс специальных приемов и методик, позволяющих активизировать мозговую деятельность.
Специалистами нашего Центра «Головоломка» разработаны три последовательных этапа этого пути:
1. Определение «школьной зрелости».
Нейропсихологическая диагностика проводится детским психологом для выявления тех мозговых структур, которые функционируют оптимально, и особенно тех, которые находятся в недостаточно развитом состоянии.
Неврологическое обследование позволит определить общую мозговую зрелость, степень развития моторных навыков, уровень функционирования рефлексов, а также выявит имеется ли необходимость в подключении дополнительных медикаментозных или немедикаментозных методов лечения.
По результатам этих двух проведенных обследований может быть определена необходимость консультации других специалистов: логопед, окулист, ортопед или иных.
Таким образом, итогом первичной диагностики станет разработанная индивидуальная программа по формированию «школьной зрелости».
2. Реализация программы формирования "школьной зрелости".
Мы сможем сформировать у вашего ребенка психологическую готовность к школе, используя разные каналы, через которые мозг ребенка может быть связан с окружающим миром:
- будем особенным образом лазать, прыгать и двигаться – и тогда у него точно будут ровные строчки и никаких «пляшущих» букв!
-будем играть в специальные игры, где будут задействованы сразу оба полушария мозга – таким образом, все написанные буквы и цифры будут смотреть в нужную сторону и трудностей с пониманием математических действий не будет;
-через игры мы будем тренировать телесную, слуховую и зрительную память , чтобы ребенок был вовлечен и получал удовольствие и радость, ведь эмоциональное запоминание одно из самых эффективных!
- мы будем создавать скульптуры и делать гимнастику, которая поможет хорошо ориентироваться в собственной схеме тела, быть внимательным и усидчивым;
- кроме того, с детьми мы будем играть с любимыми персонажами из мультфильмов, которые, например, спрятались на картинках – в школе это поможет не путать одну букву с другой, даже если они друг на друга очень похожи;
- мы будем взаимодействовать другими детьми и взрослыми, для формирования умения подчиняться правилам, принятым в коллективе;
- мы будем тренироваться на стабилоплатформе по развитию крупной моторики, двигательной координации, межполушарного взаимодействия;
- пройдем БОС-тренинги по формированию навыков саморегуляции;
а параллельно нам будут помогать массаж и физиопроцедуры.
3. Заключительный этап
Включает в себя нейропсихологическую диагностику, которая позволит определить качественные и количественные изменения, которых смог достичь ребенок, уровень их полноценной достаточности для школьной готовности, а также даст возможность нейропсихологу сформировать рекомендации по стабилизации достигнутых результатов и дальнейшему развитию ребенка.