0%

Игра как метод психологической коррекции

Психологическая коррекция с детьми – это увлекательный творческий процесс, который развивает каждого участника и дает неповторимый опыт взаимодействия

Важным критерием психологического здоровья человека является способность адаптироваться к окружающей среде, конструктивно взаимодействовать с другими людьми и быть активным участником социальной жизни.

Детство – это начальный этап формирования адаптационных способностей развивающейся личности. Когда ребенок живет и развивается в безопасной психологической среде, своевременно удовлетворяет свои базальные потребности в еде, сне, уходе, общении и любви, то у него формируются представления о себе и об окружающем мире. Такой ребенок научается осознавать свои потребности, находить адекватные способы удовлетворять их, принимать ответственность за свой выбор. У ребенка развивается согласованность между внутренними ощущениями, эмоциями, мыслями и действиями и не возникает трудностей в общении, потому что он гармоничен.

Но бывает, когда с малых лет ребенок попадает в среду, которая не удовлетворяет должным образом его основным потребности. Ребенок не чувствует себя в безопасности, любви и принятии. Ему приходится прилагать большие усилия, чтобы быть замеченным и получить необходимое внимание, он тревожится и формируется недоверие к миру. Зачастую это приводит к неэффективным и разрушительным способам поведения, неуверенности в себе, тревожности, дезадаптации. Своим непослушанием, агрессией, капризами ребенок стремиться получить внимания и любовь. Он не умет иначе себя выражать, потому что окружающий его мир для него воспринимается как опасный, не понимающий.

Для благополучного психосоциального развития ребенка не достаточно объяснений и нравоучений, нужно использовать его способ общения, его язык, а именно - игру. Именно посредством игры ребенок изображает реальность так, как он в настоящий момент ее воспринимает, переживает, чувствует и понимает с учетом возрастных особенностей. А задача психолога, создать особое игровое пространство, где игра будет нести исцеляющее действие.

В совместной игре с психологом, ребенок не только отражает свою действительность, но еще и параллельно трансформирует ее, позволяя себе отреагировать на не пережитые травмирующие ситуации, изменить способы поведения в конфликтах и сформировать новые навыки взаимодействия с внешним миром.

Игра не погружает ребенка в проблему, а позволяет безболезненно (экологично) разрешать ее в созданном безопасном психокоррекционном пространстве.

Иногда в психокоррекционном процессе можно столкнуться с обострением проблемных зон ребенка, что внешне проявляется как усиление негативных реакций в эмоциях, поведении. Это потому что ребенок исследует себя, проверяет среду на безопасность и принятие. Это самый ответственный момент в психокоррекции. Важно продолжать удерживать атмосферу принятия личности ребенка с учетом границ здорового взаимодействия, уважительного отношения к нему, а родителям необходимо понимать причины актуальных эмоциональных и поведенческих реакций ребенка. Ребенку важен опыт нового взаимодействия, где учитываются потребности каждого из участников психологического процесса, членов семьи и других значимых людей в его близком окружении.

Психокоррекционное игровое пространство способствует развитию творческого потенциала ребенка, его адаптационных способностей и формированию адекватной самооценки.
Это позволяет ему стать и быть активным участником социальной жизни и чувствовать ответственность за свои потребности и решения.

Нет ничего невозможного!

Нужны всего лишь навыки и время, чтобы достичь желаемого!