0%

Семейный подход в коррекции детских психологических проблем

Почти всегда в рекомендациях по результатам комиссионной диагностики в нашем центре вы можете прочитать: «Консультация семейного психолога», и эту рекомендацию не стоит игнорировать.

Дело в том, что психика ребенка, его здоровье, его поведение возникают не сами по себе, а являются результатом формирования внутри семьи, в поле семейных отношений. И отношений не только взрослых с ребенком, а и отношений взрослых между собой.

Рождаясь, ребенок полностью зависит от взрослых, и целиком настроен на «считывание» настроения окружения, на подражание взрослым. И когда у нас в кабинете взрослый рассказывает, что ребенок с пеленок был беспокойным, нервным, то мы неизбежно уточняем, что происходило в семье в период беременности мамы и первый год жизни ребенка. Сказать, что ребенок сам по себе нервный мы не можем. Нервности он обучается у близких взрослых. Именно поэтому, когда вы обращаетесь с ребенком к психологу, с вами всегда будут говорить о ваших семейных отношениях.

Очень часто в своем кабинете мы слышим: «У меня в семье все в порядке, а вот ребенок…» - в этом сообщении есть скрытое послание: «Почините пожалуйста сломанного ребенка, а дальше мы сами разберемся». И у специалиста возникает проблема: ребенка-то он починит. Но вернет в ту же среду, где его «поломали». Для эффективности работы всегда необходимо сотрудничество с родителями ребенка. Мы в этой ситуации – партнеры.

С какими дисфункциями семейных отношений мы чаще всего встречаемся?

  • Чаще всего нарушена позиция ребенка в семье. Наши российские семьи детоцентрированы и ребенок воспитывается в стиле «кумир семьи». Важно вернуть ребенку его подчиненное взрослым положение. Роль кумира для него непосильна, она невротизирует.
  • Вторая проблема – гиперопека родителей (чаще – матери) или членов семьи старшего поколения (бабушки). Ребенок не формирует самостоятельности и растет либо тревожным, либо протестным.
  • Третье – это то, что специалисты называют «ветеринарное воспитание» – это воспитание без эмоционального тепла. Ребенок полностью обеспечен материально, одет, накормлен. Но у него нет опоры в виде надежной привязанности. Ему не хватает душевного тепла, ему не хватает поддержки. И он ее ищет там, где придется. Про небезопасность таких поисков говорить, наверное, не нужно.
  • Нарушения в семейной системе в виде альянсов взрослых и детей – «мама-сын», «папа-дочь», «бабушка-внук». Все эти альянсы неконструктивны, поскольку к детям предъявляются противоречивые требования, и ребенок вынужден лавировать между взрослыми. Такое лавирование требует очень высоких эмоциональных затрат. Ребенок истощается, протестует, перестает слушать взрослых.
  • Коротко перечислим и другие дисфункциональные семейные структуры – старшие родственники (бабушки и дедушки) активно вмешиваются в процесс воспитания детей, обесценивают родителей и нарушают семейную иерархию; семьи с перегруженной матерью, которая не справляется с функциями и находится в дефиците собственных сил; семьи, в которых супруги давно перестали любить друг друга и остаются вместе «ради детей» - из детей делают клей для несостоявшихся взрослых отношений – очень тяжелая ситуация для всех; откровенно асоциальные дисфункциональные семьи с алкоголизмом, насилием и т.п.

Возникает вопрос: как психологические проблемы в семье вызывают не только психологические проблемы у детей, но и проблемы соматического здоровья?

Дело в том, что не существует отдельно психологических, физиологических или социальных проблем. Человек целостен. И буквально любую психологическую нагрузку переживает не только головой, но и всем организмом в целом. Вы, наверное, сами замечали, что когда волнуетесь, боитесь или радуетесь, у вас учащается пульс, проступают кожные реакции – бледнеете, краснеете, возможно усиленное потоотделение и т.д. Наше тело всегда реагирует на наши переживания. Эта реакция носит название «нейроэндокринный ответ организма на стресс». Поэтому отделить соматическое заболевание от психологического состояния невозможно. Мы ведь знаем, что люди с оптимистическим складом характера выздоравливают быстрее и наоборот.

Что делает семейный психолог, когда к нему обращаются с вопросом детской неврологии или детской психосоматики? – исследует семейную систему, корректирует дисфункциональные отношения, работает со взрослыми для прояснения таких важных аспектов, как вторичная выгода от заболевания, и каким образом симптом ребенка стабилизирует равновесие семейной системы.

Что вы в результате такой работы получаете? Гармонизацию отношений внутри семьи, более благоприятные отношения с ребенком, и, как следствие, более эффективное лечение заболевания у доктора.

Нет ничего невозможного!

Нужны всего лишь навыки и время, чтобы достичь желаемого!