0%

Ребенок делает ошибки в речи и письме: дислексия и дисграфия

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. Подчас за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Трудности в овладении навыками письма и чтения логопеды называют дисграфией и дислексией. И очень часто эти два диагноза стоят рядом. Если есть что-то одно, то имеется и другое.
Дисграфия (от греческого "дис" – затруднение, нарушение, отклонение от нормы; "графо" – писать, изображать) – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Письмо – сложнейший вид деятельности.
Это очень трудный для ребёнка вид деятельности, и если какой-либо из процессов, необходимых для написания слова, у ребенка несовершенны, он испытывает трудности в овладении письмом.
Дислексия (от греческого "дис" – нарушение, отклонение от нормы, затруднение и "лего" – читать) – это состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. Причиной расстройства являются нарушения специфических церебральных процессов , в целом составляющих основу навыка чтения.
 Чтение – это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

При дислексии одно и то же слово ребенок может прочитать и верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие – на контекст. Понимание прочитанного либо затруднено, либо полностью отсутствует (механическое чтение).
Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок, ребенок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характера: при довольно беглой технике чтения ребенок почти ничего не понимает из прочитанного.
Чтение и письмо являются важнейшими средством обучения, а овладение ими необходимо для дальнейшего получения знаний. В группе риска по возникновению дисграфии и дислексии находятся все дети с нарушениями речи или нарушениями высших психических функций.

Основное решение этой проблемы – профилактика, которую стоит начинать ещё в дошкольном возрасте.
Нарушения чтения и письма не исчезнут сами, с ними нужно работать, исправлять.

Ваш ребёнок находится в группе риска или уже испытывает трудности при чтении и письме, совершает большое количество ошибок? Запишитесь на консультацию к логопеду, помогите вашему ребенку!

Нет ничего невозможного!

Нужны всего лишь навыки и время, чтобы достичь желаемого!